Стили:
классика, модерн, хай-тек.
Возможно, архитекторы и искусствоведы с
негодованием отнесутся к рассматриваемой
"систематике". В то же время, мы предлагаем
лишь описание сложившейся сегодня на рынке
системы определений, что может быть полезно и
коммерсантам, и потребителям. А так же
архитекторам и дизайнерам - с практической точки
зрения.
Чтобы примирить эту систему с принятыми у людей
искушенных определениями, давайте называть эти
группы "псевдо-стилями". И напомним:
правильное название "классики" -
"традиционные стили". А "хай-тек" и
прочие стили, к традиционным не относящиеся,
называются "модернисткими".
Простейшая система стилей для светильников,
используемая многими поставщиками, состоит
всего из трёх пунктов: "классика",
"модерн", "хай-тек". Оставив пока в
стороне опасность разночтений, вызванную
чрезмерным упрощением, постараемся описать - что
же имеют в виду, когда упоминают каждый из этих
стилей.
"Классика". О ней говорят
"проверено временем". Кстати, эпохальный
"стиль модерн" - настоящий, академически
определяемый, как стиль конца 19-го, начала 20-го
века, - тоже "классика". Как и
"классицизм" 18-19-го веков, который ещё
называют "неоклассицизмом". Такие вот
парадоксы дефиниций. Но нас не запутать! Сделано
добротно, под старину, традиционно и без
"новомодных выкрутасов" - значит, классика. С
точки зрения дизайна мы найдём в классическом
стиле симметрию, безупречные пропорции,
традиционные формы и материалы. Функционально
дизайн можно считать избыточным: красота выше
простецкого желания использовать предмет строго
по назначению - здесь и статус владельца нужно
подчеркнуть, и его вкус, и незыблемость веры в то,
что "классика вечна". Эмоционально элементы
интерьера, исполненные в классическом стиле,
перебрасывают мостик к нашему детству,
пробуждают ностальгию, нивелируют эгоцентричные
всплески жажды самовыражения, как бы предлагая
приобщиться к прагматичному миру традиций и
наследия предков.
"Модерн". Удачный эксперимент - так
можно сказать об изделии этой группы. Здесь ещё
раз отметим, что мы говорим не о "научном"
определении модерна, а об устоявшемся у
обывателя представлении о стилях в дизайне
интерьера. Смелый эксперимент над
"классикой": нарушение симметрии, искажения
пропорций, использование различных материалов и
форм. Цель всех "нарушений" - найти красоту и
уникальность в этих отступлениях от
классических заповедей. Функциональность здесь
также не главное, здесь царит элегантность,
оригинальность.
"Хай-Тек". Функциональность, как
сверх-цель. Технология - это не служанка
искусства дизайна, а его муза. Материалы, ранее
имевшие только утилитарное, скучное назначение,
становятся источником вдохновения. Формы
деталей механизмов сами по себе красивы и
совершенны не от природы, а созданы гением
конструктора. "Хай-Тек" выделяют из
"Модерна" именно из-за конструктивных
особенностей, подчеркнутой
"сверхтехнологичности". Сюда часто относят
шинные системы, техническую и архитектурную
подсветку (если она выполнена утилитарно, "без
излишеств"). Элементы "Хай-Тека" дарят
интерьеру черты, свойственные эмоциональному
фону нашего времени - механистического,
сосредоточеного, спешащего.
Чтобы дополнить картину деления по стилям, можно
добавить этнические стили, заимствовав из
обширного списка те, которые лучше определяются
именно по своим странам, чем по приведённой выше
системе. Тогда можно говорить о самостоятельных
"псевдо-стилях": индийском, китайском,
африканском, а также о "русском-народном".
Объединяя их все, производители и продавцы часто
пишут в каталогах просто "Этника".
С точки зрения дизайна светильников,
определённую сложность для представленной
систематики представляет такое
распространённое направление, как
"флористика". Анализ ряда сайтов
производителей и продавцов электрики, показал,
что примерно половина сторонников
"упрощённой" системы относит коллекции
"флористики" к модерну, другая же половина
почитает их за классику. Здесь сложно дать
рекомендации - сильное упрощение и известная
путаница в определениях, свойственная
рассматриваемой системе, не даёт возможности в
её рамках определить критерии для
"флористики". Это, в известной степени, и
"традиция", и "эксперимент". Скорее
всего, полезным может оказаться следующая
рекомендация. Если, помимо "природных",
"цветочных" деталей и элементов, в
конструкции светильника есть много
"классического" (например, если само
основание светильника "классическое", а
плафоны выполнены в виде бутонов), то искать этот
светильник скорее нужно в каталоге
"классика". Если же и основание, и
рассеиватели, и все детали выполнены в
"природном" образе (ствол, ветви, цветы,
листья), то более вероятно отнесение этого
светильника к "модерну".
© LuxZ.ru При цитировании, полностью или частично,
указание источника обязательно. |